С 1 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года реализуется проект ""РеСтарт" - Программа по созданию межрегиональной сети ресурсных центров добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом", с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов (ссылка на публикацию на сайте Фонда: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=92845F44-AE63-44D7-8A4A-0EE399362BD3).
Краткое описание
Среди задач, порожденных детским неблагополучием, особенно значима профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация, адаптация и интеграция детей, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами.Системный проект «Наставники: не рядом, а вместе!», инициированный АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», с 2017 позволил выявить эффективные социально-педагогические механизмы решения указанных задач:
- появление в жизни ребенка значимого взрослого с позитивным стилем и опытом социального поведения;
- развитие у ребенка системы долгосрочного и среднесрочного жизненного планирования, развитие системы социально-одобряемых целей;
- помощь наставника в организации регулярной образовательной деятельности наставляемого в организациях общего и профессионального образования, а также последующем трудоустройстве;
- расширение опыта социально-одобряемого поведения и социальных связей в месте проживания.
На данном этапе на основе имеющегося опыта актуальны:
- разработка педагогически обоснованных методических рекомендаций по реализации групповых и индивидуальных программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом;
- системное вовлечение детей, находящихся в группах риска и в конфликте с законом, в программы наставничества;
- разработка тиражируемых материалов тематической «Школы тьютора и наставника».
В связи с этим, Фонду президентских грантов предложен к поддержке данный проект «РеСтарт», направленный на создание межрегиональной сети ресурсных центров добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом.
Будет организована деятельность 8 ресурсных межрегиональных центров, решающих задачи:
1. Адаптация и разработка методик наставничества: суммарно не менее трех методик по избранной тематике ресурсного центра.
2. Адаптация материалов и проведение на своей территории не менее двух сессий тематической «Школы тьютора и наставника».
3. Реализация и оценка программ наставничества, 40-60 детей в каждом центре охвачены индивидуальным и/или групповым наставничеством в период деятельности проекта.
4. Популяризация и распространение результатов проекта, в т.ч. цикл открытых вебинаров осенью 2020 года.
АНО «Мое будущее» осуществляются: общее руководство, методическая помощь и консультирование; предоставление методических материалов для изучения, использования и адаптации; организация экспертизы адаптированных и разработанных методических материалов до начала их внедрения; поддержание общей информационно-методической базы проекта и др.
Проект совмещает решение методических и просветительских задач и создание действующих пар «наставник-наставляемый», впервые столь масштабно для российских детей, находящихся в группе риска и в конфликте с законом
Цели
- Формирование устойчивой инфраструктуры (методической, компетентностной, информационной, нормативной, событийной) для организации и поддержки системного и эффективного добровольного социального наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом
Задачи
- Формирование нормативно-организационных основ деятельности ресурсных центров добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом
- Адаптация и разработка методик индивидуального и группового наставничества. Не менее трех методик по избранной тематике от каждого ресурсного центра. Суммарно не менее 24 методик с учетом числа центров.
- Адаптация и применение тиражируемых материалов «Школы тьютора и наставника для программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом». Проведение суммарно не менее 16 сессий «Школы…» с учетом числа центров.
- Реализация и оценка индивидуальных и групповых программ наставничества в каждом ресурсном центре в период деятельности проекта. Охват не менее 430 детей групп риска (до 215 чел.) и правонарушителей (от 215 чел.) с показателем завершения программ наставничества не менее 75%
- Популяризация и распространение результатов проекта, в т.ч. организация цикла открытых вебинаров осенью 2020 года. Информирование об итогах проекта 100% РОИВ субъектов РФ. Охват различными формами взаимодействия в период проекта представителей не менее 55 субъектов РФ.
География проекта
1. Ресурсные центры создаются в субъектах РФ: Р.Северная Осетия-Алания, Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Новгородская, Томская, Тульская области (итого 8 согласно имеющемуся заделу в проекте и поданных писем поддержки). 2. Обмен наработками между данными центрами будет организован за счет создания общей информационно-методической базы по итогам каждого этапа проекта. 3. С октября 2020 года доступность продуктов (методик наставничества, методик оценки результатов и т.п.) проекта будет обеспечена на территории всей России за счет использования телекоммуникационных сетей и специальных мероприятий.Целевые группы
- Дети-сироты, находящиеся в конфликте с законом;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- дети, совершившие административные и статусные нарушения;
- воспитанники школы-интерната для детей с девиантным поведением;
- студенты организаций среднего профессионального образования, совершившие правонарушения или находящиеся в группе риска;
- дети, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних
- безнадзорные дети и дети с риском безнадзорности